Еженедельная республиканская газета "Взгляд"
№ 13(103)
29 марта 2000
В Караганде будет свой метрополитен
Ф.Версальский
Специалисты японской фирмы Japan Industries Corporation Inc. совместно с нашими шахтостроителями, проведя все необходимые исследования, сошлись в едином мнении- метро в Караганде построить можно. Все финансовые затраты на разработку проекта и строительство взяли иностранные инвесторы. Ими получен беспроцентный кредит в одном из крупных японских банков, название которого пока держится в строжайшем секрете.
Изучив схемы выработок всех закрытых и работающих шахт, специалисты выяснили, что для того, чтобы "зацепить" их в единую кольцевую трассу, необходимо пройти всего восемь (!) километров горных выработок. Метро будет достаточно глубокого залегания - почти сто метров, поэтому решено привлечь питерских метростроителей для устройства шурфов.
Первоначально в Караганде предполагается построить пять станций. На все эти работы, по расчетам специалистов, уйдет год и восемь месяцев. В начале апреля будут готовы сметы и технические обоснования работ, а к 10-й годовщине независимости Республики Казахстан первые пассажиры смогут проследовать по "Большой кольцевой" и испытать удобство экологически чистого и нового для нашего города вида транспорта.
"Большая кольцевая" соединит три основных района города: центр, Майкудук и Пришахтинск. Сортировка останется пока в стороне - там все равно ходят электрички. А вот "спальные" районы с центром соединить очень даже нужно. Автопарки и "частники" с потоком пассажиров по маршрутам Центр - Майкудук и Центр - Пришахтинск не справлялись даже в лучшие времена.
Для метро проблем с низкими температурами и буранами, как вы понимаете, не существует. Да и проезд, как показали расчеты японцев, будет ниже - всего 10 тенге. При этом прибыль уже в первый год функционирования метрополитена составит порядка 3 млн. тенге.
Первые пять станций предполагается построить в местах наиболее интенсивного движения - на железнодорожном вокзале, стадионе, автостанции Нового Майкудука, в районе 21 микрорайона Пришахтинска и около главной мечети города Караганды. Убранством станций займутся питерцы. Они же будут осуществлять монтаж скоростных эскалаторов.
Названия придумали пока только для двух станций: им. Бухар-жырау (вокзал) и Майкудукская. Остальные станции обретут свои названия при помощи карагандинцев - в июле-августе нынешнего года пройдет конкурс на самое лучшее название. Победители получат поощрительный приз - целый год бесплатного проезда на метро.
Одноразовые жетоны и проездные будут изготовлены в Канаде, так как предполагается сделать их по образцу магнитных банковских пластиковых карточек, чтобы избежать подделок.
Вагоны будут закуплены в России на Усть-Катавском вагоностроительном заводе. Российские вагоностроители уже приступили к изготовлению двух составов по пять вагонов каждый. Вместимость одного вагона - 70 человек. Почему выбор был сделан в пользу российских составов, а не все тех же японских? Это решение приняло само руководство компании Japan Industries Corporation Inc. Практичные японцы умеют считать свои деньги: россияне дают составы на условиях долгосрочного лизинга, да и транспортные расходы на доставку в Караганду будут почти втрое дешевле, чем из Страны восходящего солнца.
Первого апреля специалисты японской компании начинают работу по рассмотрению рабочих проектов. Потом начнется конкурсный отбор рабочих из числа бывших шахтостроителей. Требования будут очень жесткими, но вполне реальными. Учитывая то, что даже в Израиле на строительстве метрополитена заняты наши горняки, проблем с набором не возникнет.